• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От стажировки до PhD: интервью с Леной Пасальской о поступлении в аспирантуру Высшей нормальной школы, Париж

Лена Пасальская, стажер-исследователь Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии, выпускница лингвистических образовательных программ бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ в 2020 году поступила на PhD программу по когнитивным наукам в Высшей нормальной школе, Париж (École normale supérieure, Paris).

Об адаптации, смене направления исследований и особенностях PhD программы

В Париж я приехала за неделю до начала учебы. Необходимо было решить много административных вопросов, и всю первую неделю я старалась заниматься этим. Два года назад как сотрудник Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии я уже была здесь на стажировке, поэтому знала очень многих людей из моей лаборатории (исследовательская группа по жестовым языкам Института Жана Нико Высшей нормальной школы). Я была в этом месте и работала с этими людьми, поэтому адаптация прошла очень быстро, как будто приехала к себе домой.

Программа, на которой я обучаюсь, новая, мой набор всего лишь второй. Обычно в Европе программы PhD длятся три года, но моя строится по американскому типу и длится пять лет, включая три года обучения. В Высшей нормальной школе есть двухлетняя магистерская программа по когнитивным наукам, и мы изучаем курсы оттуда. На этой магистерской программе уже учились выпускники Школы лингвистики, поступили туда после окончания бакалавриата. На  программе есть несколько направлений: нейронаука, философия, лингвистика, психология, моделирование, социальные науки. Мы, обучающиеся первого года PhD программы, должны взять два курса, которые связаны с нашим предыдущим образованием и исследовательским бэкграундом, и два новых для нас предмета. Я взяла курсы лингвистического направления "Super Semantics" и "Formal tools in the study of language". Из новой для меня областей я взяла три курса. Первый из них, "Conversation among People and Bots", содержит совсем новый для меня раздел, связанный с машинным обучением. Курс "Education & cognition" посвящен тому, как знания в области когнитивистики помогают учиться и преподавать более эффективно. Наконец, третий курс – "Introduction to cognitive psychology".

В России и, как правило, в Европе, на момент поступления на трехлетние программы уже нужно знать, над каким исследованием ты будешь работать, иметь проект будущего исследования. На моей программе такого требования нет, идея будущего исследования должна прийти в первый год обучения. Кроме посещения различных курсов, наш учебный план предполагает работу в лаборатории. Она как раз и необходима для того, чтобы студенты быстрее сформировали свои научные планы и решили, над чем дальше будут работать. Кроме самой диссертации, за время обучения мы должны написать две квалификационные работы, обычно это статьи в научные журналы. Первая работа сдается в конце второго года обучения, конкретный график сдачи работ устанавливается к концу первого года. Как правило, квалификационные работы связаны с темой диссертации и пишутся по результатам работы PhD студентов в лабораториях.

О выборе университета и знакомстве с коллегами

Мысль о том, что после окончания магистратуры я могу поехать куда-то за границу в аспирантуру, появилась у меня еще во время обучения на 4 курсе бакалавриата. Первоначально я рассматривала только университеты в США, искала исследовательские центры, где занимаются жестовыми языками. Когда я училась на 1 курсе магистратуры, наступил этап подготовки к экзаменам TOEFL и GRE, которые необходимы для поступления в университеты США. Еще нужно было работать над своим CV: принимать участие в престижных конференциях, думать о том, к кому обращаться за рекомендательными письмами. О PhD программе по когнитивным наукам в Высшей нормальной школе я узнала, когда приехала на двухнедельную стажировку в Институт Жана Нико. Мой коллега, а теперь и научный руководитель Джереми Кун рассказал, что они открывают PhD программу, построенную по американскому типу. Я подумала, что можно подать документы и на нее, так как тут, в Высшей нормальной школе, тоже занимаются жестовыми языками.

Про Высшую нормальную школу я узнала около пяти лет назад, от девушки, которая приезжала в Россию на стажировку. С директором лаборатории, Карло Джерачи, я познакомилась на летней школе по жестовым языкам, на которую поехала от научно-учебной группы "Эффекты модальности в синтаксисе русского жестового языка". Со своим нынешним научным руководителем, Джереми Куном, я познакомилась на конференции SLE (Societas Linguistica Europaea) в Таллине, на которую тоже поехала от НУГа. Я участвовала в постерной секции, и он обещал, что поделится какой-то полезной литературой по теме моих исследований. Примерно через месяц моему научному руководителю из Вышки Вадиму Киммельману написал Джереми Кун. Он спросил, знает ли Вадим Игоревич что-то про отрицание в русском жестовом языке. Я как раз начала заниматься этой темой, поэтому мы с Джереми Куном начали сотрудничать, у нас начался общий проект. Над ним я работала во время стажировки в Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии, а сейчас этот исследовательский проект уже практически завершен.

С другими сотрудниками лаборатории исследований жестовых языков я познакомилась на стажировке в Высшей нормальной школе или на летней школе по жестовым языкам, а с одним из студентов прошлого года набора моей PhD программы – на международной конференции около года назад. В этом году, как и в прошлом, на программу взяли 4 человека. Со своими однокурсниками я не была знакома раньше, мы все занимаемся исследованиями в разных областях. Например, Надя изучала в Тегеране психологию, проводила эксперименты с обезьянами, а Эдгар занимался исследованиями в области литературы. Сейчас он исследует, почему некоторые литературные художественные произведения нравятся нам больше, чем другие. Еще один мой однокурсник, Валентин, изучал философию. Он единственный из нас четверых не заканчивал магистратуру. Мне кажется, что междисциплинарность – одна из ключевых особенностей моей PhD программы.

Про организацию занятий в условиях пандемии

В Париже все соблюдают масочный режим. Носить маски нужно везде, даже на улице, если ты не занимаешься спортом, например, бежишь или едешь на велосипеде. Есть на ходу тоже нельзя, только в кафе. Если в общественных местах, где ты был, у кого-то нашли коронавирус, то приходит SMS, что нужно соблюдать изоляцию и сдать анализы. Поэтому формат на большинстве учебных курсов гибридный, то есть можно прийти на занятие или подключиться онлайн.

На занятиях курса "Formal tools in the study of language" преподаватель часто пишет на доске, поэтому ставит отдельную камеру, и параллельно показывает презентацию. Когда я ходила на эти занятия офлайн, мне казалось, что за всем этим сложно следить. Но когда я сама должна была изолироваться, оказалось, что написанное на доске отлично читается. Можно спокойно отвечать, принимать активное участие. Многие занятия проводят по два преподавателя: один сидит у компьютера и следит за чатом и вопросами от подключившихся онлайн студентов, а второй преподаватель читает лекцию или рассказывает материал. Если у кого-то из присутствующих в аудитории студентов есть вопрос, то его обычно через микрофон дублирует преподаватель.

Занятия по курсу "Education & cognition" тоже проводят два преподавателя. Обычно занятие идет три часа, первый из которых – это обсуждение того, что было на предыдущем занятии. Остальные два часа выступает приглашенный лектор и студенты работают группами. Раньше, до пандемии, студенты работали в парах, что-то обсуждали, а затем велась общая дискуссия. Сейчас каждого из тех, кто находится в аудитории, по возможности просят подключиться к платформе, на которой идут занятия по этому курсу. Пары стараются формировать так, чтобы студент, работающий дома, работал с тем, кто находится в классе. Студенты в парах работают над развитием какой-то идеи, готовят презентацию, слайды отправляют на специальную общую платформу. На самом деле все это очень легко, с организацией таких занятий не возникает никаких проблем.

О важности научной мобильности для молодых исследователей

Поездки на стажировки, летние школы и конференции помогают познакомиться с людьми. Чем больше ты общаешься с разными исследователями, тем более расширяется понимание того, что ты делаешь сам как исследователь. Это не только помогает понять, что учиться за рубежом это здорово. Это позитивно влияет на твои исследования, на то, что ты делаешь.

Если студенту интересно заниматься исследованиями и научной деятельностью, то мой главный совет – продолжать этим заниматься. Еще я бы посоветовала много общаться с иностранными специалистами в вашей области: нетворкинг очень полезен, не как способ реализации своих целей, а как источник мотивации и вдохновения для исследовательской работы. Для этого очень полезно ездить на различные международные конференции и летние школы. Международные и научно-учебные лаборатории, в которых могут работать студенты Вышки, очень помогают с мобильностью, часто предоставляется возможность общения и работы с иностранными исследователями. В настоящий момент со всем этим, конечно, сложнее. В этом году я не была на летних школах, проходивших онлайн, поэтому не знаю, как там все устроено. Конечно, в таком формате меньше шансов с кем-то познакомиться. Ездить на стажировки, летние школы и конференции – это очень здорово!


См. также:


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.