• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Максимом Гладышевым о поступлении на PhD программу в Утрехтский университет и участии в исследовательском проекте

Максим Гладышев, стажер-исследователь Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии, выпускник бакалавриата и магистратуры НИУ ВШЭ в 2020 году поступил на PhD программу в Утрехтский университет, Нидерланды.

Cтруктура PhD программы и отличия от российской аспирантуры

Моя PhD программа рассчитана на пять лет. В Нидерландах существует два основных трека для аспирантов, четырехлетние и пятилетние программы. Моя пятилетняя PhD программа предполагает повышенную преподавательскую нагрузку, то есть 30% времени аспирант должен уделять преподавательской активности, руководить дипломными работами студентов бакалавриата и проводить семинарские занятия. Аспиранты, как и в России, могут изучать курсы по выбору. Здесь это могут быть как курсы из магистерских программ, так и специальные для аспирантов, например, академическое письмо и другие курсы, рассчитанные на повышение преподавательских и исследовательских навыков. Поступить на PhD программу может любой человек, у которого есть диплом магистра и который подходит данному проекту, обычно решение об отборе принимают руководители во время собеседования. Основным отличием от российской аспирантуры я могу назвать то, что тут к аспирантам нет четких требований к наличию публикаций, подготовленных за время работы над диссертацией. Конечно, это подразумевается, но никто не ставит строгие критерии по поводу того, сколько статей ты обязан написать и какие курсы пройти. Студенты PhD программ могут сами выбирать курсы, кредиты за которые будут засчитаны в числе необходимых для прохождения программы. Также зачесть качестве своей учебной нагрузки можно участие в  конференциях и летних школах.

Участие в исследовательском проекте “Intelligent Systems”

Мой проект реализуется исследовательской группой, которая называется “Intelligent Systems”, то есть “Интеллектуальные системы”. Я, в частности, занимаюсь исследованием понятия ответственности в мультиагентных системах: как ответственность формируется, насколько эффективно мы можем приписывать ответственность искусственным агентам, как знание агентов о мире и о других агентах может повлиять на возможность приписывания им ответственности. Так или иначе, практически все участники нашей исследовательской группы работают в смежных областях, занимаются проблемами формального моделирования мультиагентных систем, моделированием знания, ответственности и систем норм в мультиагентных системах. В данный момент моим диссертационным исследованием руководят три человека. Это Мехди Дастани, руководитель всей нашей группы, который как раз занимается искусственным интеллектом, понятием ответственности, понятием норм в мультиагентных системах. Также моим руководителем является Наташа Алешина, которая занимается эпистемическими логиками, коалиционными логиками и вообще достаточно большим количеством подходов к формальному моделированию поведения агентов. Третьим моим руководителем является Драган Додер, специалист в вероятностных логиках.

О решении поступать на PhD программу в Утрехтский университет и своих впечатлениях

В университет Утрехта я поступил отчасти случайно. В октябре или ноябре я увидел открытую вакансию на PhD программу этого университета, и принял решение подать туда документы, потому что описание исследовательского проекта и научные интересы участников исследовательской группы полностью совпадали с моими научными интересами и планами на мою будущую диссертацию. Я также подавал документы в университеты Амстердама и Вены, но в итоге именно в Утрехте я нашел наиболее подходящую мне программу и ведущих исследователей именно в моей области. Поэтому выбор был достаточно очевиден.

По прошествии полугода пребывания здесь я могу сказать, что очень доволен, что поступил именно сюда. Конечно, в условиях пандемии всем не хватает живого общения, возможности полноценных встреч с коллегами, так как вся работа ведется в дистанционном формате. Но я думаю, что это лишь временные трудности.

К моим первым впечатлениям можно отнести уровень академической свободы и отношение к аспирантам. В Утрехтском университете для аспирантов созданы прекрасные условия. При практически полном отсутствии административной нагрузки аспирант может посвящать все свое свободное время своему исследовательскому проекту, написанию диссертации. Это действительно располагает к научной работе. Еще аспиранту здесь дается довольно большая свобода в выборе темы и структуры своей диссертации. На первом этапе аспирант просто делится некоторыми своими идеями и пожеланиями с научными руководителями, те предлагают ему поработать в какой-то определенной области, получить первые результаты, и уже исходя из этого в будущем формулировать или корректировать тему своей диссертации. Это позволяет аспиранту чувствовать себя намного комфортнее, особенно на начальном этапе. В первые год или два работы над диссертацией аспиранты не обязаны четко сформулировать тему своего исследования, должны лишь в общих чертах описать свои планы. На первых порах это избавляет аспиранта от стресса.

Смена направлений обучения и исследований

В 2014 году я поступил в бакалавриат на программу «Философия» в Вышку. На 2–3 курсе я начал интересоваться логикой, работать под руководством Долгорукова Виталия Владимировича. Затем стал участником научно-учебной группы "Формальная философия" и в последствии стажером-исследователем в Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии. После окончания бакалавриата я поступил на программу “Политика. Экономика. Философия”, тоже в Вышку. Это была англоязычная программа, которая объединяла как философские курсы, так и курсы по политической науке и экономике. Так как я еще в бакалавриате интересовался не только логикой, но и теорией игр, два года магистратуры я занимался проблемами теории коллективного выбора, работал с Фуадом Тагировичем Алескеровым, профессором Департамента математики Факультета экономических наук. После этого я поступил на PhD программу по Computer Science в Утрехт. То есть фактически я сменил три направления: философия, политическая наука и потом компьютерная. Но на каждом этапе я занимался примерно одними и теми же проблемами, а именно формализацией поведения агентов в определенных условиях. С одной стороны, смена направлений кажется мне трудной, потому что в этом случае тебе постоянно приходится изучать новые инструменты, новые научные традиции в разных дисциплинах. Но на самом деле это позволяет взглянуть на одну и ту же проблему с разных углов, и в дальнейшем для своих исследований использовать инструменты разных дисциплин. Я выбрал свою магистерскую программу в том числе и потому, что она полностью англоязычная. Это позволило мне комфортнее чувствовать себя в англоговорящей среде, к тому же многие преподаватели были иностранцами. Отчасти это подтолкнуло меня к идее подать документы на зарубежную PhD программу. Я меньше опасался за свои знания английского, за некоторые трудности, которые могут возникнуть в учебе в другой стране. Обучение на английском языке в международном коллективе и общение с иностранными преподавателями из разных стран – это очень позитивный опыт.

О роли летних школ и конкурсов исследовательских работ для студентов

Мне сложно давать советы, потому что я сам являюсь молодым исследователем, у меня не так много опыта. Но все-таки в первую очередь я советовал бы студентам и аспирантам посещать как можно больше международных летних школ. Это дает  возможность общаться с ведущими мировыми исследователями в данной области. По своему опыту я могу сказать, что общение с ведущими учеными всегда вдохновляет и мотивирует на продолжение своих собственных научных исследований, дает какие-то новые идеи и в целом понимание того, чем сегодня занимаются уже опытные ученые. То же самое можно сказать и про мобильность, и про участие в международных конференциях.

Поскольку я сам несколько раз участвовал в конкурсе научно-исследовательских работ студентов, то также могу порекомендовать студентам подавать свои курсовые или научные работы на данные конкурсы. Это помогает лучше оценить свою собственную работу и дает мотивацию к ее продолжению, особенно если работа занимает какие-то призовые места. Студент получает возможность понять, что его усилия не напрасны и что он движется в правильном направлении. Это понимание – самое главное в научной жизни молодого исследователя.


См. также:


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.