• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад-дискуссия Анны Моисеевой и Михаила Смирнова на тему «‎Ситуационная семантика для естественных рассуждений»‎

26 января и 2 февраля прошло заседание теоретического семинара «Формальная философия-81», на котором Анна Моисеева и Михаил Смирнов выступили в формате доклада-дискуссии на тему «‎Ситуационная семантика для естественных рассуждений»‎.

Доклад-дискуссия Анны Моисеевой и Михаила Смирнова на тему «‎Ситуационная семантика для естественных рассуждений»‎

фото МЛ ЛогЛинФФ

1-я часть «Релевантность и логическое следование с точки зрения ситуационной семантики»

Аннотация:
Одна из центральных тенденций в современных логических исследованиях – активное обращение к естественным рассуждениям. Их конституирующие принципы и особенности зачастую противопоставляются тем принципам, которые известны сегодня под названием классической логики. К последним относятся экстенсиональность, логическая бивалентность, понимание истинностных значений как денотатов повествовательных предложений, соотнесение с естественно-языковыми синкатегорематами определенного набора истинностно-функциональных логических связок (в частности, материальной импликации как аналога условных конструкций в естественных рассуждениях), классическое понимание логического следования, «логическая эксплозия» (тривиализация при наличии любого противоречия). Адекватность всех этих особенностей классической логики задачам моделирования и анализа естественных рассуждений сегодня ставится под сомнение. Например, утверждается, что для естественных рассуждений характерна релевантная связь между компонентами условных конструкций. Классическая материальная импликация не обеспечивает искомой релевантности. В силу этого ставится задача определения релевантной импликации и изменения понимания логического следования. Подходы к решению подобных задач связаны с использованием семантических средств, выходящих за рамки стандартной теоретико-множественной семантики. Одним из таких нестандартных средств является ситуационная семантика. Помимо названных выше приложений, она используется в качестве альтернативы семантики возможных миров для модализированных рассуждений. В нашем выступлении мы, во-первых, рассмотрим подробнее упомянутые выше мотивы обращения к ситуационной семантике. Во-вторых, мы опишем способы ее применения в указанных целях. В третьих, мы поспорим о логико-философской состоятельности и перспективах вышеназванных тенденций.

2-я часть «‎Моделирование эпистемических аспектов модальностей средствами ситуационной семантики»

Аннотация:
Всякий, кто изучал модальную логику, знает о том, что существует так называемое алетическое прочтение модальностей возможного и необходимого, которое обычно сопоставляет их с логической или метафизической возможностью и необходимостью; и существуют эпистемические и доксастические логики, в которых возможность понимается как допустимость в эпистемическом или доксастическом, соответственно, смысле, а необходимость -- как знание или убеждение, соответственно. Однако что если попытаться посмотреть с эпистемической точки зрения на сами слова «возможно» и «необходимо», как они функционируют в естественном рассуждении? Такой подход представляется обоснованным, поскольку зачастую эти слова очевидным образом не имеют отношения ни к логической, ни к метафизической возможности и необходимости, они скорее передают что-то, что считает возможным или необходимым данный конкретный агент в данном конкретном контексте. В нашем обсуждении будет принята именно эта точка зрения на модальности. Используя аппарат ситуационной семантики, мы попытаемся прояснить, к чему именно апеллируют агенты, говоря о возможности и необходимости таким образом, и как, предположительно, эти эпистемические аспекты модальностей следовало бы моделировать. Также мы затронем темы модального смысла тождества и его эпистемологии, «судьбы» известных агенту объектов в контрфактических сценариях, критериев правдоподобия таких сценариев и в целом того, насколько вольной может быть фантазия, чтобы разумный человек «мог в нее поверить».