• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект Константина Фролова "Практическая аргументация: модели и оценка" поддержан РНФ

"Задачей проекта является исследование специфики аргументации по поводу действий (практической аргументации), которая возникает в связи с тем, что среди посылок такой аргументации используются не только когнитивные установки рассуждающего агента, такие как его знания и убеждения, но и некогнитивные установки, такие как его желания и цели". 

Аннотация
Задачей проекта является исследование специфики аргументации по поводу действий (практической аргументации), которая возникает в связи с тем, что среди посылок такой аргументации используются не только когнитивные установки рассуждающего агента, такие как его знания и убеждения, но и некогнитивные установки, такие как его желания и цели. Когнитивные установки предполагают ревизию своего содержания рациональным агентом в результате получения им свидетельств о несоответствии содержания его установок положению дел в мире. В свою очередь, некогнитивные установки - желания, предпочтения, мотивы, цели - не требуют такой ревизии в случае, если их пропозициональное содержание не соответствует имеющемуся в настоящий момент положению дел в мире. Тем самым, когнитивные установки характеризуются направлением соответствия от мира к агенту, тогда как некогнитивные установки характеризуются направлением соответствия от агента к миру. Такого рода направление соответствия, характерное для некогнитивных установок, лишает нас возможности характеризовать их в качестве истинных или ложных в корреспондентном смысле. А это, в свою очередь, проблематизирует характер отношений между посылками и заключением в практической аргументации. Такого рода связь в рамках практической аргументации носит всякий раз недемонстративный, недедуктивный характер. Однако это обстоятельство не лишает нас возможности различать практические аргументы по качеству: по их релевантности, приемлемости и достаточности, что в совокупности может быть охарактеризовано как мера убедительности практических аргументов. Эта задача обнаруживает свою особую актуальность в контексте поиска средств автоматизации и алгоритмизации естественных рассуждений в рамках комплексных исследований, направленных на разработку технологий искусственного интеллекта. Эти исследования могут иметь двоякую направленность: с одной стороны, их задачей является наделение нас инструментами обоснования и принятия решений, которые по своей вычислительной мощи значительно превосходят когнитивные возможности, характерные для человека. С другой стороны, задачей этих же исследований может быть приближение алгоритмов автоматизированных рассуждений к естественным с тем, чтобы сделать работу с такими автоматизированными системами максимально естественной и комфортной для человека. Так, если для человека вполне естественно в своих рассуждениях пользоваться собственными ценностными установками и предпочтениями, машина также должна быть потенциально способна воспроизводить, развивать, оценивать и реагировать на такого рода аргументацию применительно к тем или иным проблемным ситуациям, как в диалоговом режиме, так и в монологическом. Без такого рода инструментов невозможно полноценное применение технологий искусственного интеллекта в таких областях, как право и медицина, где практическая аргументация по поводу целесообразности действий, также как и учет её ценностных аспектов, играют особую роль.

Ожидаемые результаты
Основным результатом проекта будет алгоритм оценки практической аргументации и комплексная методология его применения, учитывающие особенности рационального использования некогнитивных установок рассуждающих агентов в качестве доводов в споре, разные виды споров, где используются аргументы о действиях, а также сопоставление преимуществ предложенной модели по сравнению с имеющимися на сегодняшний день аналогами, такими как модель ценностно обоснованной аргументации Т. Бенч-Капона (VAF) и BDI-модель М. Братмана (belief, desire, and intention model). Предполагаемый алгоритм оценивания практической аргументации будет представлен в виде бикомпонентного динамического семантического формализма на основе отношений предпочтения агента в связи с его целями или желаниями и приоритетности, определённого на множестве ситуаций. Желания и ценностные предпочтения агента в таком случае полагаются выполняющими функцию локальных норм поведения, отграничивающих приемлемые для агента стратегии действия от неприемлемых. Соответственно, целью обоснования действия оказывается поиск и упорядочение агентом ситуаций относительно собственных приоритетов и предпочтений по аналогии с тем, как рациональный агент стремится генерировать линию поведения относительно личной цели, минимизирующую нарушения признаваемых им норм. В таком случае оценке будет подлежать комплексный аргумент, построенный по схеме «к последствиям», а не его отдельные некогнитивные посылки. Целью критических вопросов к аргументу будут когнитивные установки агента, выраженные мнениями о ситуациях реализации целей или удовлетворения желаний, включая степень удовлетворения и эмпирические связи между ситуациями. Такой алгоритм оценивания практических аргументов позволит обойти затруднения, привносимые в практическую аргументацию некогнитивными факторами, которые в своей совокупности ограничивают возможности эффективного использования дедуктивных, демонстративных аргументов в отношении действий.