Опубликован тематический выпуск журнала "Эпистемология и философия науки", посвященный языку и восприятию
В новом выпуске "Эпистемологии и философии науки" вышли статьи сотрудников лаборатории.
Елена Григорьевна Драгалина-Черная «"Бумажные глаза" ненадежного рассказчика в визуальном повествовании: вывод и перформатив»
Аннотация:
Идентификация в кинематографическом повествовании с ненадежным рассказчиком кадров, называемых Эмаром Майером кадрами в смешанной перспективе, позволяет выйти из дилеммы всезнающего киноглаза (Кино-глаз, 1924) и фейковых «бумажных глаз» подставного рассказчика (Бумажные глаза Пришвина, 1989). В предлагаемом комментарии к статье Майера выявляется перформативный характер противоречий, порождаемых смешанной перспективой в кинонарративе c ненадежным рассказчиком, а также демонстрируется эвристичность понятия смешанной перспективы для анализа философского нарратива картезианского типа.
Хорхе Луис Мендес Мартинес "Знание через слушание: на пути к эпистемологии аудиального восприятия"
Аннотация:
В статье формулируются идеи пока еще не развернувшейся дискуссии по эпистемологии слуховых феноменов и восприятий, или аудиальной эпистемологии. Она исследует аудиальные перцептивные основания для знания и убеждения. Статья преследует две цели. Во-первых, она утверждает, что обращение к слуховому восприятию в контексте эпистемологии более плодотворно, нежели феноменологические исследования, которые до сих пор доминировали в дискуссиях о звуковых явлениях. Во-вторых, в статье формулируется конкретное решение, связанное с взаимодействием чувственных модальностей и отношением перцептивной когерентности, модель которого рассматривается. Первая часть статьи обращается к проблеме восприятия в рамках традиционной эпистемологии. Во второй части описывается модель перцептивной когерентности восприятия.
Константин Фролов "Цветовые концепты как фактор когнитивного проникновения в восприятие"
Аннотация:
Исследование посвящено проблеме влияния языковых концептов на качественную специфику восприятия агента. На примере восприятия цвета проанализировано отношение между содержанием убеждений агента и содержанием его перцептивных переживаний. Мы рассматриваем два основных подхода к вопросу о том, что представляет собой содержание перцептивных переживаний: концептуалистский и неконцептуалистский подходы. Концептуалистский подход сближает содержание перцептивных переживаний с содержанием убеждений за счет того, что оба типа содержаний полагаются концептуализируемыми, то есть выразимыми в языке. В свою очередь, неконцептуалистский подход к содержанию чувственных переживаний исходит из того, что содержание переживаний невозможно концептуализировать из-за слишком большого объема информации, доступной агенту в результате чувственного восприятия. При этом допущение о неконцептуальном характере содержания перцептивных переживаний является серьезной проблемой для объяснения феномена когнитивного проникновения в восприятие. Данное явление представляет собой эмпирически установленную возможность влияния со стороны некоторых когнитивных состояний агента на качественную специфику его чувственного восприятия. Мы показываем, что когнитивное проникновение в восприятие предполагает, что у перцептивного переживания и влияющего на него когнитивного состояния агента должно быть сопоставимое содержание, а в основе этого механизма лежит влияние ожиданий на восприятие.