Вероника Пригоркина выступила на "Научных боях"
5 июня состоялись очередные Научные бои. В них приняла участие студентка третьего курса Школы лингвистики Вероника Пригоркина. После окончания боёв она согласилась поделиться своими впечатлениями о мероприятии.
В эту субботу в общественном центре «Благосфера» на метро «Динамо» прошли четвертые научные бои IV сезона. «Научные бои» — это проект, в рамках которого студенты и аспиранты ВШЭ публично презентуют свои исследования в понятном, научно-популярном формате и борются за возможность выиграть академический тревел-грант в Европу. Основная задача спикера — рассказать о своем исследовании за 10 минут просто, наглядно и интересно. При этом нельзя использовать презентации, но можно задействовать необычный реквизит: карты, катронные кубики, коробки из под обуви, игрушечные пистолеты и многое другое.
В честь тематики этих Научных боев ("лженаука") между выступлениями проигрывались забавные видео-ролики, перед объявлением победителя все присутствующие в зале и в прямой трансляции участвовали в квизе по астрологии, а после основного события показывались юмористичные и креативные презентации, посвященные теориям заговора. Также на афтерпати можно было поучаствовать в развлекательных активностях: пособирать лего, создать аппликации или даже амулет на летнюю сессию.
Чертырьмя спикерами были студенты со второго и третьего курсов с четырёх разных направлений. Первой выступила студентка 2 курса "Городского планирования" Алиса Сторчак. Ее исследование было посвящено разработке методологии, с помощью которой можно было бы эффективно изучать мультисенсорность в городе, в частности, восприятие звука в совокупности с остальными сенсорами. На основании результатов пилотного исследования улицы Солянка, исследовательской группой был сформулирован ряд проблем, решение которых позволит составить идеальный инструмент для фиксации респондентами их ощущений в городской среде и создания перцептивно комфортной обстановки. Медитативный рассказ Алисы, сопровождаемый иллюстрациями и картами исследуемой улицы, замотивировал зрителей не только воспринимать зрительные образы, но и прислушиваться к звукам города.
Вторым спикером был студент 3 курса "Мировой экономики" Андрей Овсянников. В его исследовании объяснялось в терминах поведенческой микро-экономики, почему людям сложно уложиться в дедлайны. Конфликт между двумя внутренними агентами — стратегом, который выражает наши долгосрочные интересы, и исполнителем, который живет настоящим — а также модель дисконтированной полезности от ожидания приводят к тому, что реализация нашего плана далека от ожидания. Потребление времени при этом сравнивается с потребленем материального блага. По словам расказчика, учет издержек самоконтроля и планирование завершения намеченной работы раньше непосредственного дедлайна помогут нам завершить работу вовремя. Более того, по причине того, что степень уклона в настоящее каждого человека различна, единый дедлайн для всех не является оптимальным решением. Чтобы сделать свой рассказ более наглядным, Андрей буквально строил графики из картонных кубиков.
Следующей выступала я. Мой доклад был посвящен прагматическому восприятию условных предложений. Слыша предложения типа "Если А, Б.", прагматический слушающий часто делает импликатуру типа "Если не А, то не Б.", следуя максиме Количества по Полу Гайсу (Говори не больше и не меньше, чем требуется для целей данного разговора). В докладе было показано, что на легкость принятия такой импликатуры в целом влияет тип условного предложения, наличие отрицания, в то время как порядок предложений релевантен только для некоторых типов условных предложений. Во время выступления было показано, как проводился эксперимент, а типы условных предложений были ассоциированы с предметами (угрозы - пистолет) или яркими примерами (обещания - "Если ты обучишь кота прыгать по команде, я дам тебе деньги на тусовку.").
Заключительным выступлением был рассказ Екатерины Трухан, студентки 3 курса "Программной инженерии". Она рассказывала о способах ввода текста с помощью очков виртуальной реальности. Так как в скором времени VR-шлем может заменить все остальные устройства, важно понять, как удобнее всего в таком шлеме работать с клавиатурой. Исследовательская группа провела ряд экспериментов для определения оптимальной величины клавиатуры и ее расстояния от пользователя, а также способа набора текста. Разные способы набора (выбор первой буквы слова направлением головы или взгляда, ее фиксация специальным жестом, набор дальнейших символов, за счёт движения рук или головы) были проиллюстрированы видеозаписями со шлема виртуальной реальности.
Каждое из выступлений было по-своему интересным и захватывающим. А когда выступления закончились, пришло время их оценить. Присутствующие в зале и на онлайн-трансляции переходили по QR-коду и отдавали свои голоса за понравившегося участника, члены жюри оживленно что-то обсуждали, иногда мельком поглядывая на спикеров (то есть нас), организаторы тоже суетились. Понятно, что все четверо выступавших в этот момент очень волновались. Однако ожидание все-таки не было слишким напряженным: накал сглаживала приятная фоновая музыка и легкая, веселая беседа с остальными спикерами. Мы все, как мне кажется, очень сдружились за время подготовки и старались поддерживать друг друга.
Наконец победитель был объявлен. Им стала Катя Трухан с исследованием «Голосом? Жестом? А может, взглядом? Как ответить на сообщение в очках дополненной реальности». Я же разделила третье-четвёртое место с Алисой Сторчак. Но не могу сказать, что я расстроилась. Ведь научные бои — это не только победа или поражение. Это также очень ценный опыт публичных выступлений, дающий понимание того, как можно донести довольно сложные концепты своей дисциплины до людей, не являющихся специалистами в данной области. "Научные бои" подарили мне интересные знакомства, новые знания, а также ощущение теплой, дружественной атмосферы веру в открытость науки.
Посмотреть запись боёв можно на Ютубе.
Международная лаборатория логики, лингвистики и формальной философии: Стажер-исследователь
Пригоркина Вероника Андреевна
Международная лаборатория логики, лингвистики и формальной философии: Стажер-исследователь