• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Владимира Васюкова "Логический плюрализм в Львовско-Варшавской школе"

27 мая состоялся доклад научного сотрудника Международной лаборатории логики, лингвистики и формальной философии НИУ ВШЭ Владимира Васюкова, посвященный истории появления и развития логического плюрализма в Львовско-Варшавской Школе.

Доклад Владимира Васюкова "Логический плюрализм в Львовско-Варшавской школе"

Владимир Васюков начал доклад с замечания о том, что, несмотря на то, что философы не отреагировали в своё время на призыв Яна Лукасевича сделать философию более строгой и ясной, на данный призыв отреагировали логики. Они, однако, не стали переделывать саму философию, но с целью подкрепления её новой логикой они начали разрабатывать неклассические логические системы, позволяющие оценивать логическое содержание философских теорий с новых позиций.

 

Среди представителей Львовско-Варшавской школы изначально был распространен интерес к различным вариациям неклассических логик, и проявлялся он весьма разнообразно. К примеру, на семинарах Станислава Лесьневского во время его работы в Варшавском университете (1919-1939 гг.) в течение целого семестра было прочитано полторы страницы статьи Яна Лукашевича о неклассической логике, и каждое из прочитанных предложений сопровождалось острой критикой. Сам Лесьневский утверждал, что не принимает многозначных логик, но жалеет, что их придумал не он.

 

Подобная позиция насчет неклассической логики свидетельствует о сложности характера взаимодействия авторов в этой сфере. В целом, можно выделить две парадигмы развития Школы: парадигма монизма и плюрализма. Владимир Васюков в своём докладе подробно рассказал о пути развития плюрализма.

 

Процесс возникновения парадигмы неклассической логики в Львовско-Варшавской Школе довольно неоднозначен. Во-первых, члены Школы являются и первооткрывателями в этой сфере – к примеру, Лукасевич и его многозначная логика. Однако некоторые основные логические системы, к примеру, интуиционистская или модальная логика, были открыты независимо. Во-вторых, члены Львовско-Варшавской Школы стремились использовать логический язык для решения философских задач. В пример в данном случае можно привести самого основателя Львовско-Варшавской Школы – Казимежа Твардовского. Сам он не был логиком, однако критика им метафизики способствовала тому, что ориентация на логику как метод явно просматривалась в его работах.

 

Профессора Львовско-Варшавской Школы активно исследовали историю античной и средневековой логики. Ян Лукасевич в своей книге «О принципе противоречия у Аристотеля» 1910 г. пишет о недостаточности современного анализа традиционной аристотелевской логики и приходит к необходимости создания некоторой другой логики. Лукасевич призывает современных ему исследователей решить эту проблему и предполагает, что, кроме истинных и ложных предложений существуют также возможные предложения, которым соответствует объективная возможность как «нечто третье наряду с бытием и небытием».

 

В 1917 г. Лукасевич создаёт основы неклассической логики, основываясь на написанных им ранее трудах по логике Аристотеля. Первое применение представленный им анализ получил в его же статье, где он проанализировал проблему детерминизма и индетерминизма с использованием трехзначной логики. Таким образом Лукасевич

осуществил одну из изначальных целей Твардовского: показал, как можно решить философскую проблему при помощи логики.

 

Примерно в это же время получает своё развитие интуиционистская логика, которой впоследствии занимаются Ст. Яськовский, М. Вайсберг, А. Тарский, З. Завирский и многие другие математики. Последний, в частности, пишет о применимости интуиционистской логики к исследованию понятия времени. Яськовский является одним из первых ученых, предложивших систему паранепротиворечивой логики. Получает развитие ассерторическая силлогистика Н. А. Васильева.

 

Основными программами исследований в Львовско-Варшавской школе являлись: исследование истории логики (программа Лукасевича), исследование пропозициональных исчислений (также программа Лукасевича), основания математики (программа Лесьневского) а также программа семантики и математики (Тарского). Целью была реконструкция античной и средневековой логики. В 1920-х годах Лукасевичем было написано множество статей, целью которых было показать нетрадиционные взгляды на силлогистику.

 

Реализация исследовательской программы Лукасевича раздвинула исторические границы возникновения логического плюрализма, показав, что уже в античные и средневековые времена встречались исследования, выходящие при анализе чисто логических проблем за рамки традиционной логики. Возникший в рамках Львовско-Варшавской школы логический плюрализм появился не на голом месте, но вследствие сложившейся в логике неклассической традиции, осознание которой оказалось возможным лишь на рубеже XX-XIX веков.

Видео доклада