• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Яна Хертриха-Воленского «Теория истины Тарского»

26 июня Ян Хертрих-Воленский, профессор Ягеллонского Университета в Кракове, выступил с лекцией на тему «Теория истины Тарского».

Профессор Хертрих-Воленский внёс разнообразие в цикл июньских лекций по формальной философии. Во-первых, он предварил свой доклад максимой «В Москве – говорить по-русски!» и прилежно ей следовал. Во-вторых, он уделил пристальное внимание не только формальным, но и историко-философским вопросам. Слушатели ознакомились с интересными фактами из биографии Тарского, узнав, например, что его ранняя работа «Концепция истины в языках дедуктивных наук» (1933) сформировала книжную серию из самой себя, настолько специфичной она оказалась. По мнению докладчика, связано это с сочетанием двух аспектов наследия Тарского – математического (особенно актуального в поздний период его творчества) и философского. Совмещая две эти деятельности, Тарский смог занять уникальное место в истории аналитической философии.

Ян Хертрих-Воленский указал на связь семантической концепции истины с решением парадокса лжеца. Поскольку система посылок:

1) самоприменимость семантических категорий;

2) А истинно, если и только если А;

3) законы классической логики

не позволяет блокировать парадокс, от одного из условий следует отказаться. Но поскольку две последних посылки представляются Тарскому интуитивно непоколебимыми, он исследует возможность формально корректного и материально адекватного понимания истины, способного ограничить первую посылку, что и достигается в теории, разделяющей язык (L) и метаязык (ML).

Рассказывая о семантической концепции истины Тарского, Ян Хертрих-Воленский удостоил ее чести претендовать на звание «крупнейшего достижения польской аналитической философии». Докладчик отметил, что Гёдель доказывал полноту первопорядковой логики, не обращаясь к понятию истины. Тарский же, напротив, был занят проблемой истины, формальная дефиниция которой невозможна без обращения к семантике. Отдельного интереса заслуживают отношения истины и доказательства: опять же Гёдель убедительно продемонстрировал разницу между этими понятиями, но ясно выразить смысл этого различия – задача нетривиальная.  

Ян Хертрих-Воленский признал, что не все аналитические философы тепло отнеслись к семантической теории – Рейхенбах и Нейрат выдвинули обвинение, что она скрывает в себе источник метафизики. Нейрат даже обращал внимание на преемственность Тарского по отношению к Твардовскому, Твардовского по отношению к Брентано, а Брентано – к Фоме Аквинскому. И все же философско-математическое сообщество в целом не стало столь радикально трактовать это историческое наблюдение, и согласилось с мощным значением концепции Тарского. По убеждению лектора, она глубоко повлияла на таких философов, как Поппер, Карнап, Айдукевич, побудив их признать важность семантики для философии.

В рамках последовавшей за докладом дискуссии обсуждалась степень влияния Тарского на Айдукевича, ставился вопрос о применимости идей Тарского к проблеме автоматизированного перевода.