• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Анастасии Оноприенко «Алгоритмическая сложность кооперативной игры "Ханаби"»

10 декабря прошло заседание научно-исследовательского семинара «From the Logical Point of View».

Доклад Анастасии Оноприенко «Алгоритмическая сложность кооперативной игры "Ханаби"»

фото МЛ ЛогЛинФФ

Аннотация 
Игры представляют собой вид человеческой деятельности, где условия задачи совершенно ясны и легко формализуются. В некоторых видах игр, таких как шахматы и го, успешная игра рассматривается как высшее достижение человеческого, «естественного» интеллекта. С середины XX столетия игры рассматриваются в качестве полигона для тестирования возможностей компьютера. Игры часто представляют собой примеры многоагентного взаимодействия участников с противоположными интересами. Однако «Ханаби» является примером игры сотрудничества, вкоторой участники совместно достигают общей цели. На данный момент успехи ИИ в игре «Ханаби» довольно скромные: компьютеру ступает даже командам из игроков-новичков. Очевидное препятствие для «лобового» решения задачи автоматизации игры – «экспоненциальный взрыв». С одной стороны, такой «взрыв» очевиден на практике при попытке запрограммировать игру, а с другой стороны, математически это выражается в виде утверждения об NP-трудности соответствующих вычислительных задач. NP-полнота игры «Ханаби» была установлена даже для простейшего варианта игры в случае одного игрока, который видит всю колоду и пытается «разложить пасьянс»: выложить на столе карточки всех цветов. При этом карточки каждого цвета должны выкладываться по возрастанию (на каждой карточке написано число), и в любой момент времени у игрока в руке может быть лишь небольшое (заранее фиксированное) количество карт. Нами установлена точная граница параметров игры «Ханаби», при которой она всё ещё остаётся NP-полной, а при уменьшении любого из этих чисел игра «Ханаби» перестаёт быть NP-трудной (разумеется, если P не равно NP). Найденные нами значения параметров оказываются очень маленькими, что демонстрирует практическую невозможность точного анализа «Ханаби» даже при небольших параметрах игры.